• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Железнодорожный мост

    Железнодорожный мост, служит для перевода ж.-д. пути через какое-либо препятствие (водотоки, овраги и др.). Ж. м. подвержены интенсивным динамическим воздействиям; к их прочности и устойчивости…



    Железнодорожный переезд

    Железнодорожный перееn>, сооружение в местах пересечения ж.-д. путей с автомобильном дорогой в одном уровне. По общим требованиям, предъявляемым ко всем типам Ж. п., для обеспечения безопасности…



    Железнодорожный (посёлок гор. типа в Казах. ССР)

    Железнодорожный, посёлок городского типа в Целиноградской области Казахской ССР. Ж.-д. станция (Сороковая) в 10 км к В.от Целинограда. завод силикатных стеновых материалов…



    Железнодорожный (посёлок гор. типа в Калининградской обл.)

    Железнодорожный (бывший Гердауен), посёлок городского типа в Правдинском районе Калининградской области РСФСР. Расположен на р. Стоговка (бассейн Преголя), у границы с Польшей, в 70 км к Ю.-В. от…



    Железнодорожный (посёлок гор. типа в Коми АССР)

    Железнодорожный, посёлок городского типа, центр Княжпогостского района Коми АССР. Расположен на р. Вымь (приток Вычегды), в 130 км к С. от г. Сыктывкара. Ж.-д. станция (Княж-Погост) на линии Котлас -…



    Железнодорожный путь

    Железнодорожный путь, комплекс сооружений и устройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеей для движения ж.-д. подвижного состава. Основные элементы Ж. п.: верхнее строение пути, земляное полотно и искусственные сооружения (железнодорожные мосты, туннели, виадуки, дренажные трубы, подпорные стенки и др.). Ширина рельсовой колеи может быть различной: 1676 мм (в Индии, Испании, Аргентине, Чили и др.), 1520 мм (в СССР), 1435 мм (в большинстве стран Европы, Канаде, США), 1067 мм (в Японии, Индонезии, некоторых странах Африки) и др. (например, 1000, 914, 891 мм и т. д.). План пути представляет собой проекцию оси пути на горизонтальную плоскость, а продольный профиль — вертикальный разрез по его оси. План и профиль определяют трассу пути (положение оси пути в пространстве). Ж. п. состоят из прямых и кривых, горизонтальных и наклонных участков. Для плавного перехода подвижного состава с прямого на кривой участок Ж. п. в местах сопряжений устанавливаются переходные кривые с постепенно изменяющимся радиусом (см. Пути кривая). Наилучшие условия для движения поездов создаются тогда, когда верхнее строение пути расположено на нулевом уклоне (площадке). Различают руководящий уклон, по которому устанавливается вес грузового поезда для ж.-д. линии (для магистральных линий уклон не должен превышать 0,006; 0,009); вредный, на котором необходимо торможение; безвредный (торможение не применяется) и др.

    Ж. п. на железнодорожных станциях, разъездах и обгонных пунктах обычно располагают на площадках, на уклонах, не превышающих 0,0025.

    Для бесперебойного и безопасного движения поездов состояние Ж. п. постоянно контролируют. По мере роста скоростей, грузонапряжённости, нагрузок на ось подвижного состава укладывают рельсы более тяжёлых типов, делают балластную призму повышенной устойчивости, применяют железобетонные шпалы, сплошное железобетонное подрельсовое основание в виде рам и плит и др. Для улучшения условий работы рельсового пути и подвижного состава уменьшают количество стыков, устраивая бесстыковой путь из сварных рельсовых плетей длиной до нескольких км (в СССР принято до 800 м).

    Лит. см. при статье Верхнее строение пути.

    В. И. Тихомиров.

     

    Рельсовая колея

    Рельсовая колея, два рельса (рельсовые нити), расположенные на определённом расстоянии один от другого, прикрепленные к опорам (шпалам) железнодорожного пути рельсовыми скреплениями. Для большинства…

    Подвижной состав

    Подвижной состав железнодорожный и автомобильный, транспортные средства любых категорий, приспособленные для передвижения по рельсовым путям или автомобильным дорогам; определяется в пределах отрасли…

    Верхнее строение пути

    Верхнее строение пути, часть ж.-д. пути, состоящая из рельсов со скреплениями, противоугонов, опор (шпал, плит и др.) и балластного слоя. В. с. п. воспринимает нагрузку подвижного состава и передаёт…

    Земляное полотно

    Земляное полотно, сооружение, служащее основанием верхнего строения ж.-д. пути или дорожной одежды автомобильные дороги. З. п. воспринимает нагрузку от рельсо-шпальной решётки, балласта и подвижного…

    Железнодорожный мост

    Железнодорожный мост, служит для перевода ж.-д. пути через какое-либо препятствие (водотоки, овраги и др.). Ж. м. подвержены интенсивным динамическим воздействиям; к их прочности и устойчивости…

    Виадук

    Виадук (франц. viaduc, от лат. via - дорога, путь и duco - веду), мостовое сооружение, как правило, большой протяжённости и на высоких опорах при пересечении дороги с оврагами, ущельями, болотистыми…

    Дренажные трубы

    Дренажные трубы, часть конструкции горизонтального дренажа, выполняющая роль водоприёмного и водоотводящего элемента. Д. т. применяют в системах закрытого дренажа сельскохозяйственных земель, в…

    Пути кривая

    Пути кривая, участок железнодорожного пути в пределах его закругления. В СССР радиус закругления колеблется на перегоне от 300 до 4000 м. Как исключение встречаются П. к. и с меньшим радиусом. На…

    Железнодорожная станция

    Железнодорожная станция, основное эксплуатационное предприятие ж.-д. транспорта, имеющее путевое развитие, устройства и сооружения для организации перевозок пассажиров и грузов. На Ж. с. производят…

    Бесстыковой путь

    Бесстыковой путь, условное название ж.-д. пути, расстояние между рельсовыми стыками которого значительно превосходит длину стандартного рельса. Б. п. рассчитан на воздействие значительных (по…

    Верхнее строение пути

    Верхнее строение пути, часть ж.-д. пути, состоящая из рельсов со скреплениями, противоугонов, опор (шпал, плит и др.) и балластного слоя. В. с. п. воспринимает нагрузку подвижного состава и передаёт…