• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Железнодорожная станция

    Железнодорожная станция, основное эксплуатационное предприятие ж.-д. транспорта, имеющее путевое развитие, устройства и сооружения для организации перевозок пассажиров и грузов. На Ж. с. производят…



    Железнодорожного транспорта институт

    Железнодорожного транспорта институт Всесоюзный научно-исследовательский (ЦНИИ МПС), находится в Москве. Создан в 1918 на базе Конторы опытов над типами паровозов, основанной в 1912. Разрабатывает…



    Железнодорожного транспорта институты

    Железнодорожного транспорта институты, готовят инженеров и научных работников для всех отраслей ж.-д. транспорта, а также по некоторым строительным специальностям (промышленное и гражданское…



    Железнодорожное дело

    "Железнодорожноедело", еженедельный журнал Русского технического общества. Издавался в Петербурге с 1882 по 1917. В 1917-23 не издавался; издание возобновилось в 1924 и продолжалось до 1931 с…



    Железнодорожное полотно

    Железнодорожное полотно, земляное полотно, являющееся основанием верхнего строения ж.-д. пути…



    Железнодорожные войска

    Железнодорожные войска, специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства и заграждения железных дорог на театрах военных действий. Организационно сведены в соединения, части и подразделения. Впервые Ж. в. зародились в России в 1851, когда на Петербургско-Московской ж. д. были организованы военные железнодорожно-эксплуатационные формирования, входившие в состав инженерных войск. Первые постоянные ж.-д. батальоны сформированы в 1876—77. В ходе русско-турецкой войны 1877—1878 они восстанавливали, строили и эксплуатировали ж. д. в Румынии, Болгарии, Турции. В 1903 Ж. в. как специальные войска были переданы из Главного инженерного управления в Главный штаб. В русско-японской войне 1904—05 Ж. в. осуществляли эксплуатацию Китайско-Восточной ж. д., сооружали узкоколейные ж. д. в Маньчжурии. В 1-ю мировую войну 1914—1918 роль и значение Ж. в. в обеспечении операций резко возросли, их численность увеличилась в несколько раз. В Советской Армии Ж. в. созданы в октябре 1918 в виде отдельных ж.-д. рот, в 1919 переформированы в ж.-д. дивизионы и сведены в бригады. Советские Ж. в. действовали на всех фронтах Гражданской войны 1918—20; за боевые заслуги 5 ж.-д. дивизионов были награждены Почётными Красными Знаменами ВЦИК. В 1921 ж.-д. дивизионы переформированы в полки, в 1932 создан Особый корпус Ж. в. В начале Великой Отечественной войны 1941—45 Ж. в. эвакуировали подвижной состав и ценные грузы, ликвидировали последствия налётов авиации противника. В наступательных операциях Советской Армии Ж. в. совместно со специальными формированиями НКПС восстановили на территории СССР и за его рубежами около 120 тыс. км ж. д., что позволило успешно справиться с перевозками войск, вооружения, техники, боеприпасов и др. воинских грузов. За заслуги Ж. в. в Великой Отечественной войне 18 соединений и частей награждены орденами, одному соединению присвоено почётное наименование гвардейского. Около 40 тыс. военных железнодорожников награждены орденами и медалями, 27 из них удостоены звания Героя Социалистического Труда. В послевоенное время Ж. в. оснащены новейшей боевой, строительно-восстановительной техникой и получили дальнейшее развитие.

    Лит.: Терехин К. П., Таралов А. С. и Томашевский А. А., Воины стальных магистралей. Краткий военно-исторический очерк о железнодорожных войсках Советской Армии за 50 лет, М., 1969.

    А. М. Крюков.