• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Железнов Владимир Яковлевич

    Железнов Владимир Яковлевич (23.3.1869, с. Одоевское, ныне Шарьинского района Костромской области, - 1933), русский экономист буржуазно-демократического направления. Окончил юридический факультет…



    Железнов Николай Иванович

    Железнов Николай Иванович [16(28).10.1816, Петербург, - 15(27).1.1877, там же], русский ботаник и агроном. Окончил Петербургский университет (1838). Профессор Московского университета (с 1847)…



    Железноводск

    Железноводск, город в Ставропольском крае РСФСР, бальнеологический курорт, входит в группу Кавказских Минеральных Вод. Ж.-д. веткой (6 км) соединён со станцией Бештау (на линии Минеральные Воды -…



    Железногорск

    Железногорск, город в Курской области РСФСР. Расположен на автомагистрали Москва - Киев, в 130 км к С.-З. от г. Курска и в 4 км от ж.-д. станция Михайловский Рудник - конечного пункта ветки (52 км) от…



    Железногорск-Илимский

    Железногорск-Илимский, город (до 1965 - посёлок), центр Нижнеилимского района Иркутской области РСФСР. Расположен в 16 км от р. Илим. Ж.-д. станция (Коршуниха-Ангарская) на линии Тайшет - Лена. 22 тыс…



    Железнодорожная автоматика и телемеханика

    Железнодорожная автоматика и телемеханика, отрасль техники, решающая задачи регулирования и обеспечения безопасности движения поездов методами и средствами автоматического и телемеханического управления. К основным элементам технических средств Ж. а. и т. относятся сооружения и устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), в состав которых входят путевая блокировка, электрожезловая система, централизация стрелок и сигналов,устройства автоматики и телемеханики сортировочных горок, автоматическая регулировка движения поездов, диспетчерская централизация, автоматический диспетчерский контроль движения поездов и ограждающие устройства на ж.-д. переездах.

    Устройства путевой блокировки представляют собой основные технические средства регулирования и обеспечения безопасности следования поездов по перегонам и промежуточным станциям. Под термином "путевая блокировка" понимают систему устройств Ж. а. и т., обеспечивающую такую организацию движения, при которой занятие поездами отдельных отрезков пути регулируется постоянными сигналами (светофорами или семафорами). Правом на занятие поездом отрезка пути, ограждаемого постоянным сигналом, служит открытое (разрешающее) состояние этого сигнала. Каждый занятый поездом отрезок пути блокируется, т. е. закрывается, постоянным сигналом, принимающим в этом случае закрытое (запрещающее) состояние. При нахождении поезда на отрезке пути возможность открытия постоянного сигнала, ограждающего этот отрезок, исключается замыкающими устройствами путевой блокировки. Эти устройства механически или электрически блокируют постоянный сигнал в его закрытом состоянии до поступления в них информации об освобождении поездом ограждаемого отрезка пути. Такая информация в свою очередь получается автоматически в результате воздействия поезда на устройства, контролирующие проследование его по ограждаемому отрезку пути. Т. о., на каждом ограждаемом отрезке пути может находиться только один поезд. Действие указанных устройств в целом может осуществляться либо с участием человека (полуавтоматическая блокировка), либо без него (автоблокировка). Эти системы применяются при одностороннем и при двустороннем движении.

    Электрожезловая система, как правило, используется для регулирования следования поездов по путям перегонов, предназначенным для двустороннего движения. Правом на занятие перегона поездом при этой системе является наличие у машиниста жезла данного перегона (см. Жезловая система).

    Устройства централизации стрелок и сигналов являются основными техническими средствами регулирования и обеспечения безопасности движения поездов, передвигающихся в пределах ж.-д. станций. Эти устройства позволяют управлять стрелками и сигналами из одного пункта — поста централизации. По роду энергии, используемой для перевода стрелок из одного положения в другое, различают механическую централизацию с применением для перевода стрелок и сигналов мускульной силы человека, механическую централизацию с применением для тех же целей гидравлических или электропневматических приводов и электрическую централизацию с электроприводами для перевода стрелок и крыльев семафоров и соответствующими электрическими схемами для включения сигнальных огней светофоров.

    Горочная автоматика и телемеханика располагает техническими средствами для повышения перерабатывающей способности сортировочных горок. К этим средствам относятся устройства регулирования скорости скатывания отцепов (вагонов) и устройства автоматической централизации горочных стрелок. Указанные средства могут дополняться устройствами для автоматического задания скорости роспуска составов, которые действуют в сочетании с устройствами автоматического телеуправления горочными локомотивами.

    К устройствам автоматической регулировки движения поездов относятся: устройства, автоматически регулирующие движение поездов в пределах ж.-д. участка (автодиспетчер); устройства, автоматически регулирующие режимы ведения каждого поезда в соответствии с графиком движения (автомашинист)и устройства, автоматически обеспечивающие снижение скорости поезда при сближении его с препятствием (автоматика безопасности). Все современные системы снижения скорости поездов при сближении их с препятствием (запрещающий путевой сигнал, подвижной состав, разобранный путь) действуют совместно с устройствами автоматической локомотивной сигнализации (АЛС), автоматически передающими в кабину управления локомотива информацию, соответствующую показаниям путевых сигналов или состоянию впереди лежащего участка пути. Сочетание устройств АЛС с устройствами автоматического обеспечения снижения скорости поездов принято называть сигнальной авторегулировкой.

    Диспетчерская централизация является сочетанием устройств электрической централизации и автоблокировки. При диспетчерской централизации управление стрелками и сигналами раздельных пунктов всего ж.-д. участка сосредоточивается у поездного диспетчера, а движение поездов по перегонам регулируется автоблокировкой. Устройства диспетчерского контроля движения поездов применяются в виде систем, автоматически снабжающих участкового поездного диспетчера информацией о движении поездов на участке, о показаниях входных и выходных светофоров и о состоянии приёмо-отправочных путей (свободны или заняты) промежуточных станций. Местонахождение поездов и состояние путей и светофоров отражается на светосхеме табло, установленного на диспетчерском посту.

    Ограждающие устройства ж.-д. переездов представляют собой комплекс приборов и оборудования, устанавливаемых в зонах пересечения в одном уровне автомобильных и железных дорог. Эти устройства автоматически управляются движущимся поездом, запрещая движение автотранспорта через ж.-д. переезд при приближении к нему поезда.

    Рассмотренные системы Ж. а. и т., повышая безопасность движения поездов и пропускную способность ж.-д. линий, обеспечивают лучшее использование подвижного состава и способствуют достижению наиболее высоких показателей работы ж.-д. транспорта.

    Из научно-исследовательских работ, направленных на дальнейшее развитие Ж. а. и т., наиболее актуальными являются работы по оптической ж.-д. сигнализации, интервальному регулированию движения поездов, по теории электрических рельсовых цепей и основных видов аппаратуры, а также исследования в области экономической эффективности использования устройств Ж. а. и т. в различных условиях эксплуатации.

    Лит.: Ильенков В. И., Бауман В. Э., Янкин П. М., Эксплуатационные основы устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, 2 изд., М., 1970; Путевая блокировка и авторегулировка, М., 1966; Переборов А. С., Седов В. Н., Ратников В. Д., Телеуправление стрелками и сигналами, М., 1965; "Автоматика, телемеханика и связь" (изд. с 1957).

    В. И. Ильенков.

     

    Путевая блокировка

    Путеваяблокировка, система технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики, служащая для регулирования движения поездов по перегонам и промежуточным станциям…

    Централизация стрелок и сигналов

    Централизация стрелок и сигналов на железной дороге, комплекс устройств для контроля и управления стрелочными переводами и железнодорожной сигнализацией из центрального пункта (поста централизации)…

    Диспетчерская централизация

    Диспетчерская централизация, система регулирования движения поездов на блок-участках ж. д. из одного пункта управления с применением средств телемеханики. Д. ц. представляет собой сочетание…

    Полуавтоматическая блокировка

    Полуавтоматическая блокировка, одна из систем железнодорожной автоматики и телемеханики, предназначенная для регулирования и обеспечения безопасности движения поездов по перегонам, действие которой (в…

    Автоблокировка (ж.-д.)

    Автоблокировка железнодорожная, система регулирования движения поездов на перегонах и ограждения последних путевыми светофорами, показания которых изменяются автоматически под воздействием самих…

    Жезловая система

    Жезловая система, электрожезловая система, способ связи между соседними станциями на однопутных участках ж. д. Разрешением на занятие перегона служит металлический жезл, который машинист локомотива…

    Автодиспетчер железнодорожный

    Автодиспетчер железнодорожный, комплексная система, обеспечивающая автоматизацию управления движением поездов. Различают А. ж.: участковый, станционный и объединяющий их - комплексный. А. ж…

    Автомашинист

    Автомашинист железнодорожный, автоматическое устройство, помогающее машинисту выполнять график движения с повышенной точностью. Эффективно применяется при малых интервалах между поездами (метрополитен…

    Локомотивная сигнализация

    Локомотивная сигнализация,совокупность путевых и локомотивных устройств, автоматически воспроизводящих в кабине машиниста на локомотивном светофоре показания соответствующих путевых сигналов при…