• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Ждановка

    Ждановка, город (с 1966) в Донецкой области УССР, в 8 км от ж.-д. станции Нижнекрынка. 14,4 тыс. жителей (1970). Добыча угля…



    Жданов Леонид Афанасьевич

    Жданов Леонид Афанасьевич [р.17(29).4.1890, поселок Махинджаури, ныне Хелвачаурского района Аджарской АССР Грузинской ССР], советский учёный-селекционер, академик ВАСХНИЛ (1948), Герой…



    Ждановск

    Ждановск, город (до 1966 - посёлок), центр Ждановского района Азербайджанской ССР. Расположен на Мильской равнине, в 20 км к С. от ж.-д. станции Дашбурун (на линии Алят - Джульфа). 8 тыс. жителей (…



    Ждановский завод "Азовсталь"

    Ждановский завод "Азовсталь" им. С. Орджоникидзе, один из крупнейших заводов чёрной металлургии СССР. Находится в г. Жданове (бывший Мариуполь) Донецкой области УССР. Завод имеет законченный…



    Ждановский металлургический завод

    Ждановский металлургический завод им. Ильича, одно из старейших металлургических предприятий СССР с полным металлургическим циклом. Производит чугун, сталь, листовой прокат, трубы большого диаметра и…



    Ждановский торговый порт

    Ждановский торговый порт морской (бывший Мариупольский), крупный порт на Азовском море. Построен в 1886—89. Мелководный речной порт, существовавший в устье р. Кальмиус в 5 км от г. Мариуполя и предназначавшийся для захода малых судов, перевозивших хлеб и соль, уже во 2-й половине 19 в. не мог справиться с возросшим грузопотоком хлеба, угля и др. грузов. Необходимость иметь морской порт возросла в связи с развитием каменноугольной и металлургической промышленности на Ю. России и прокладкой до Мариуполя железной дороги (1882). Порт был первоначально рассчитан на перегрузку 20 млн. пудов (свыше 320 тыс. т) зерна и угля, что уже после двух навигаций (1889—91) оказалось недостаточным. К 1910 была построена новая угольная гавань и увеличены глубины акватории до 24 футов (7,3 м). В советские годы вырос вывоз каменного угля, металла, зерна и ввоз марганцевой руды (из Поти), цемента (из Новороссийска) и др. грузов. В 30-е гг. построен новый пирс, зерновой элеватор, установлены перегрузочные механизмы. В 1936 были возведены новые портовые сооружения близ завода "Азовсталь" для подвоза руды и агломерата на завод и вывоза его продукции. В период Великой Отечественной войны, в 1941—43, порт был сильно разрушен, возобновилась его работа в 1945. В 1952—61 порт был реконструирован, перевалка основных грузов комплексно механизирована. Наряду с ростом грузооборота массовых грузов (угля, руды, зерна, металла) увеличивается количество судов, перевозящих экспортно-импортные генеральные грузы и промышленное оборудование между СССР и др. странами (Болгарией, Грецией, Италией, Югославией, Францией, Египтом, Тунисом). С помощью ледоколов порт принимает и отправляет морские суда круглый год.

    А. Д. Поликарпов.