• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Жасмин

    Жасмин (французское jasmin, от перс. ясемин), два рода декоративных растений. 1) Ж. садовый, или чубушник (Philadelphus), род листопадных кустарников семейства гидрангиевых. Листья супротивные, от…



    Жасмон

    Жасмон, душистое вещество, обусловливающее запах цветов жасмина; бесцветная жидкость, tkип 135 °С (при 12 ммрт. ст.). Ж. выделен из масла цветков жасмина. Ввиду малой доступности Ж. (I), в парфюмерной…



    Жатай

    Жатай, посёлок городского типа в Якутской АССР. Расположен на левом берегу Лены, в 15 км ниже Якутска. Судоремонтный завод…



    Жатва

    Жатва, косовица, срезание с корня созревших зерновых (в т. ч. зернобобовых и крупяных) культур; см. Уборка урожая…



    Жатец

    Жатец (Zatec), город в Чехословакии, в Чешской Социалистической Республике, на р. Огрже, в Северо-Чешской области 16,3 тыс. жителей (1968). Ж.-д. узел. Центр района хмелеводства и пивоварения. В…



    Жатка

    Жатка, машина для скашивания с.-х. культур, формирования и транспортирования скошенной массы к последующим рабочим органам (Ж. комбайна) или с укладкой её на поле (Ж. для раздельной уборки). Сведения о Ж. встречаются ещё у Плиния в 1 в. н. э. Разработка конструкции Ж. относится к 17 в. По свидетельству академика В. Ф. Зуева, тульский оружейник Бобрин изобрёл в 1781 Ж., которая срезала колосья, а солому оставляла в поле. В 1833 Жегалов изобрёл "колосожатную машину", получившую широкую известность. В начале 19 в. появились Ж. в Англии, США. В дальнейшем конструкторы Ж. стремились максимально сократить долю ручного труда в процессе уборки. Была разработана конструкция Ж.-лобогрейки, которая скашивала хлеб и укладывала на платформу; затем рабочий вручную периодически сбрасывал его на землю. В 1856 была создана Ж.-самосброска с грабельным механизмом, которая автоматически сбрасывала порции хлеба на землю. Ж.-сноповязалка, примененная впервые в 1867, автоматически связывала срезанную хлебную массу в снопы. В СССР в основном применяют валковые Ж., которые скашивают стебли, собирают их на платформе и сбрасывают на поле в виде валка. По производству Ж. (по количеству и их суммарной ширине захвата) СССР вышел на первое место в мире. В 1970 в нашей стране изготовлено более 50 тыс. валковых Ж. и 125 тыс. Ж. для комбайнов.

    Ж. для комбайна подразделяют на платформенные и шнековые. Платформенная Ж. предназначена для уборки длинностебельных культур. Платформу этой Ж. оборудуют полотняно- или цепочно-планчатым транспортёром. Транспортирующим органом шнековой Ж. (рис. 1) является шнек. Шнековыми Ж. оборудованы все современные отечественные и зарубежные зерноуборочные комбайны. Шнековая Ж. комбайна может быть переоборудована для уборки различных культур — зернобобовых, люпина, клещевины, а также для подбора скошенных стеблей из валков при помощи подборщика.

    Ж. валковые, навесные (рис. 2), но имеются и прицепные (рис. 3). Навесные Ж. при работе опираются на копирующие башмаки, выполненные в виде лыж и обеспечивающие хорошую приспособляемость машины к неровностям рельефа поля и заданную высоту среза. Назначение, работа и конструкция основных рабочих узлов Ж. комбайна и валковой Ж. одинаковы; отличие заключается в устройстве и назначении транспортирующих органов. Основные рабочие органы Ж.: делители, режущий аппарат, мотовило, транспортёры. Различают полевой и внутренние делители, а также для уборки прямостоящих и полёглых растений. Полевой делитель предназначен для отделения скашиваемых стеблей от нескашиваемых. Внутренний делитель Ж. обычно используют в качестве ориентира для направления агрегата с максимальным использованием ширины захвата. Для уборки прямостоящих культур Ж. оборудуют клиновыми жестко закрепленными делителями. Для уборки полёглых культур на Ж. жестко крепят прутковый делитель, прижимающий стебли к земле, или монтируют активный делитель в виде движущегося ножа. Для уборки длинностебельных хлебов применяют Ж. с торпедными копирующими рельеф поля делителями, имеющими регулируемые стеблеотводы. Режущий аппарат Ж. срезает стебли по принципу ножниц. Неподвижная его часть состоит из чугунных или стальных пальцев с противорежущими пластинками-вкладышами. Подвижная часть (нож) представляет собой стальную полосу с прикрепленными трапецеидальными ножами-сегментами. Нож движется возвратно-поступательно, и острые кромки сегментов перерезают стебли. Для подъёма полёглых стеблей применяют стебле-подъёмники (лифтёры).

    Мотовило, применяемое на большинстве Ж., служит для подвода стеблей к режущему аппарату, удержания их во время срезания, очистки режущего аппарата и для сбрасывания стеблей на платформу. Для уборки прямостоящих культур используют мотовило с жестко закрепленными лопастями. При работе со скоростью более 10 км/ч мотовило снимают, а над режущим аппаратом по всей его длине натягивают трос. Срезанные стебли, ударившись о трос, падают на транспортёр. Для уборки полёглых хлебов используют Ж. с эксцентриковым грабельным мотовилом, которое вместо деревянных планок снабжено трубами с пружинными пальцами. Пружинные пальцы мотовила входят в полёглую массу стеблей, поднимают её и удерживают до срезания.

    Транспортирующие органы Ж. — шнек и наклонный транспортёр (Ж. комбайна) либо полотняно- или ремённо-планчатый транспортёр (валковая Ж.). В средней части шнека находится пальчиковый механизм. Пальчиковый механизм захватывает поданные шнеком срезанные стебли и сбрасывает их на наклонный транспортёр. Наклонный транспортёр состоит из цепочно-планчатой транспортёрной ленты. Планки ленты захватывают массу, прижимают её к днищу камеры и транспортируют по наклонной плоскости вверх.

    Полотняно-планчатый транспортёр применяют в валковых Ж. для перемещения срезанных стеблей к выбросному окну. Широко применяют бесполотенные транспортёры, выполненные из нескольких рядов ремней с прикрепленными поперёк короткими планками, которые сдвигают скошенную массу по профилированному листу.

    Положение рабочих органов всех современных Ж. регулируют на ходу гидравлическими, реже механическими и др. устройствами. Техническая характеристика отечественных Ж. приведена в табл.

    Основными направлениями совершенствования конструкций Ж. является увеличение производительности рабочих органов, повышение надёжности узлов и деталей, снижение затрат на технические уходы.

    Лит.: Изаксон X. И., Самоходные комбайны СК-3 и CK-4, 3 изд., М., 1963; Справочник конструктора сельскохозяйственных машин, 2 изд., т. 2, М., 1967; Карпенко А. Н., Зеленев А. А., Сельскохозяйственные машины, 2 изд., М., 1968.

    В. И. Зеников.

    Основные показатели отечественных жаток

    Показатели

    Марки жаток

    ЖВН-6

    ЖВН-10

    ЖРС-4,9А

    ЖНУ-4,0

    Жус-4,2

    Жнт-2,1

    Назначение

    Зерновавая

    Рисовая

    Для семенников сахарной свеклы, овощных культур

    Для гороха

    Тип

    Навесная на комбайн или самоходное шасси

    Прицепная скоростная к колесному трактору

    Навесная на гусеничный трактор

    Полунавес- ная на колесный трактор

    Навесная на реверсивный колесный трактор

    Ширина захвата,

    м

    6

    10

    4,9

    4

    4,2

    2,1

    Мотовило

    5-планчатое или эксцентиковое

    5- планчатое

    5-планчатое или эксцентиковое

    6-грабельное усиленное эксцентриковое

    5-грабельное эксцентриковое

    Без мотовила

    Тип транспортёра

    Бесполотенный ременно-планчатый

    Полотняно-планчатый с ремнями

    Обслуживаю- щий персонал

    Комбайнер или водитель шасси

    Тракторист

    Машинист или тракторист

    Тракторист

    Тракторист

    Габариты в транспортном положении,м :

    длина

    2,93

    3,5

    7,8

    6,67

    5,9

    4,62

    ширина 6,3

    7,4

    2,81

    4,5

    5,0

    2,47

    высота

    1,67

    3,52

    2,75

    1,58

    2,5

    ----

    Производи- тельность, га/ч

    до 4

    до 7

    до 4,15

    до 1,5

    до 1,7

    до 1,2

    * Вместо мотовила над режущим аппаратом установлен вращающийся против направления движения цилиндр с убирающимися в него пальцами, которые захватывают полёглые стебли, поднимают их с земли и сбрасывают на поперечный транспортёр.