• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Енисейские остяки

    Енисейские остяки, устаревшее наименование кетов…



    Енисейские языки

    Енисейские языки, группа родственных языков, распространённых вдоль Енисея (менее удачное название - кетские языки). К Е. я. принадлежат кетский, сымский (его знают ныне всего несколько человек;…



    Енисейский залив

    Енисейский залив, залив Карского моря, между Гыданским полуостровом и берегом материка Азии. Длина до мыса Сопочная Карга около 225 км. Ширина у входа около 150 км. Глубина 6-20м. В Е. з. впадает р…



    Енисейский каскад

    Енисейский каскад, один из крупнейших в СССР каскадов ГЭС. На Енисее намечено сооружение крупных ГЭС общей мощностью более 30 Гвт (млн. квт). При выходе Енисея из пределов Западного Саяна строится (…



    Енисейский кряж

    Енисейский кряж, приподнятый юго-западный край Среднесибирского плоскогорья, в Красноярском крае РСФСР. Протягивается от р. Кан на С.-З. по правобережью Енисея. Длина около 700 км. Высота в…



    Енисейского бассейна речные порты

    Енисейского бассейна речные порты, основные воднотранспортные узлы, через которые организуются перевозки грузов и пассажиров по р. Енисей и притокам, связывающие промышленные и с.-х. районы Красноярского края и Иркутской области с приречными пунктами бассейна.

    Для районов бассейна р. Енисей речной транспорт является основным видом транспорта.

    По Енисею (участок Красноярская ГЭС — устье) перевозятся: вниз по течению промышленные и продовольственные товары, машины, оборудование, запасные части, металлы, метизы, цемент, лес и лесоматериалы (в т. ч. на экспорт), соль, нефтепродукты, вверх — уголь, цветные металлы, лес, строительные материалы, металлолом. Выше створа Красноярской ГЭС из приречных с.-х. районов в Абакан перевозятся зерно, лес, промышленные и продовольственные товары. Красноярское водохранилище значительно улучшило здесь условия судоходства. В 1970 начато сооружение Красноярского судоподъёмника, который обеспечит прямое судоходство от устья до Минусинска и выше. В верхнем течении Енисея, в Тувинской АССР, имеется местное судоходство (главная пристань Кызыл).

    По Ангаре (участок Усть-Илим — устье) перевозятся: вниз — лес для Маклаковских и Красноярского лесокомбинатов, вверх — нефтепродукты, промышленные и продовольственные товары, строительные грузы. На участке створ Братской ГЭС — створ Иркутской ГЭС перевозятся уголь, лес, минерально-строительные грузы, промышленные и продовольственные товары, нефтепродукты.

    В бассейне имеется (1971) 67 портов, пристаней, остановочных пунктов министерства речного флота РСФСР (МРФ) и свыше 100 причалов промышленных предприятий. В портах и пристанях бассейна в 1970 было выполнено 6,7% объёма погрузочно-разгрузочных работ, осуществленных на причалах МРФ; из них комплексно механизировано 97,8%. На погрузочно-разгрузочных работах в портах и пристанях бассейна, принадлежащих МРФ, используется 6,3% парка перегрузочных машин МРФ. Продолжительность эксплуатационного периода в портах бассейна неодинакова — от 110 до 185 суток.

    Основные порты (от верховья Енисея к устью): Абакан (с 1963). Красноярск (с 1939), Игарка (с 1938), Дудинка (с 1949), Иркутск (с 1958), Свирск (с 1966), Братск (с 1966).

    Абаканский речной порт — на левом берегу р. Енисей, в черте г. Абакан, у пересечения реки с ж.-д. линией Новокузнецк — Абакан — Тайшет, в 2842 км от устья р. Енисей. Принимает: лес, с.-х. продукты, минерально-строительные материалы; отправляет: уголь, промышленные и продовольственные товары. Подъездной ж.-д. путь к ст. Абакан Восточно-Сибирской ж. д. С вводом в эксплуатацию Красноярского судоподъёмника значение перевалочного порта Абакан возрастет.

    Красноярский речной порт — в черте г. Красноярска, в 2419 км от устья р. Енисей. Крупнейший перевалочный порт бассейна и Востока страны, обеспечивающий снабжение районов и предприятий среднего и нижнего течения р. Енисей и притоков (рр. Хантайка, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара и др.). Район деятельности порта распространяется от г. Дивногорска вниз по Енисею на 320 км, по р. Кан — на 110 км и по р. Агул — на 40 км. Принимает: цветные металлы, руду, лес, минерально-строительные грузы, уголь, контейнеры; отправляет: промышленные и продовольственные товары, машины, оборудование, запасные части, металлы, цемент, клинкер, соль. До 80% отправляемых грузов идёт Норильскому горно-металлургическому комбинату. Объём погрузки-выгрузки грузов составлял в 1970 21,6% от общей в бассейне. В состав порта входят грузовые районы (в черте Красноярска) Злобино, Енисей (на правом берегу), Городской (на левом берегу), Песчанка и пассажирский район с вокзалом.

    Грузовой район Злобино (близ станции Злобино) — основной по перевалке грузов с ж. д. на реку и обратно. В составе отправляемых грузов района 60% для Норильского горно-металлургического комбината. Порт реконструируется (1972). В грузовом районе Енисей (близ станции Енисей) перегружаются: уголь, графитная руда, цемент, гравий, а также контейнеры. Городской грузовой участок отправляет промышленные и продовольственные товары, изготовленные в Красноярске. С ж.-д. сетью не связан. В перспективе здесь грузовые операции прекратятся и участок переоборудуется в пассажирский.

    На причалах промышленных предприятий производится погрузка нефтепродуктов, оборудования, машин, минерально-строительных грузов, муки и выгрузка леса, зерна, строительных грузов.

    Пассажирский район примыкает к городскому грузовому участку.

    Причалы Игарского лесокомбината (в Игарской протоке) — в 683 км от устья р. Енисей. Отгрузка в морские суда на экспорт пиломатериалов Игарского комбината. На рейде производится перевалка экспортной продукции лесозаводов Енисейско-Маклаковского промышленого узла из речных судов в морские.

    Порт Дудинка (Министерства цветной металлургии СССР) — в устье Дудинки, в 422 км от устья р. Енисей. Приём грузов для Норильского горно-металлургического комбината и отправление цветных металлов, угля, руды, металлолома. Имеются отдельные причалы для приёма речных и морских судов и причалы, обеспечивающие работу порта в период паводка, внутрипортовые ж.-д. станции "Речные причалы" и "Морские причалы". Порт соединён железной дорогой с Норильском. Порт реконструируется (1972).

    Иркутский речной порт — в 1782 км от устья р. Ангары, в центре г. Иркутска. Основной пункт по отправлению грузов для приречных районов Иркутской области Район деятельности — от створа Иркутской ГЭС вниз на 120 км. Отправляет: хлебные, химические, строительные грузы, промышленные и продовольственные товары; принимает: зерно, каменный уголь, лес, минерально-строительные грузы.

    Объём погрузки-выгрузки составляет 57% от общей в бассейне (в т. ч. 93% — строительные материалы).

    В 1970 в порту закончено строительство нового грузового района. Новый район не связан с железной дорогой.

    Свирский речной порт — на левом берегу р. Ангары, в 1637 км от устья, в черте г. Свирска. Перевалочный пункт каменного угля Черемховского бассейна с железной дороги на воду, леса и минерально-строительных грузов в обратном направлении. Подъездной ж.-д. путь со ст. Макарьево.

    Братский речной порт — на южном берегу бухты Дондир Братского водохранилища, в черте г. Братск. Перевалка угля, леса, контейнеров, минерально-строительных грузов. Заканчивается (1971) строительство подъездного ж.-д. пути к станции Братск.

    В. Ф. Березин.

     

    Красноярское водохранилище

    Красноярское водохранилище, образовано плотиной Красноярской ГЭС на р. Енисей, выше г. Красноярска, на территории Красноярского края РСФСР. Заполнение К. в. происходило в 1967-1970. Площадь 2000 км2…