• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Абсорбционная микроскопия

    Абсорбционная микроскопия, метод изучения структуры и химизма клеток животных и растительных организмов с помощью микроскопа по избирательному поглощению света внутриклеточными структурами…



    Абсорбция

    Абсорбция (лат. absorptio - поглощение, от absorbeo - поглощаю), поглощение веществ из газовой смеси жидкостями. В технике А. обычно пользуются для извлечения из газовой смеси какого-либо компонента…



    Абсорбция света

    Абсорбция света, то же, что поглощение света…



    Абстенционисты

    Абстенционисты (от латинского abstentio - воздержание, отказ), бойкотисты, сторонники бойкота парламентских выборов. Это название закрепилось в 1919-20 за частью левых элементов Итальянской…



    Абстиненция

    Абстиненция (лат. abstinentia - воздержание), 1) полное воздержание от употребления спиртных напитков. 2) Половое воздержание. 3) Особое физическое и психическое состояние, появляющееся у наркоманов (…



    Абстрактное искусство

    Абстрактное искусство, абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, течение в искусстве многих, главным образом капиталистических, стран, принципиально отказавшееся от каких-либо признаков изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа А. и. полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, заменяет их выражением неких "очищенных от реальности" духовных сущностей, чисто субъективных эмоций и подсознательных импульсов, является крайним проявлением индивидуалистических субъективистских тенденций буржуазной культуры, идеалистических концепций "искусства для искусства". Практика же А. и. сводится к составлению с помощью отвлечённых элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, объём и т. д.) неизобразительных композиций, рационалистически упорядоченных либо предназначенных выразить стихийность чувства и фантазии автора. Понятием "А. и." объединяются разнородные явления — антигуманистические художественные концепции, иллюзорные устремления к "абсолютной свободе" от действительности и общества, попытки выразить мир личных ощущений художника и чуждые по своему существу программным декларациям А. и. чисто декоративные композиции, равно как и лабораторные поиски новых форм, связанные главным образом с архитектурой и декоративным искусством.

    А. и. возникло как анархический вызов общественным вкусам в ходе расслоения ряда течений в искусстве 20 в. — кубизма, экспрессионизма, футуризма и др.; в 1910—13 первые его образцы в живописи создали работавшие в Германии экспрессионисты В. В. Кандинский и П. Клее, парижские "орфисты" — Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Купка, итальянские футуристы — Дж. Балла, У. Боччони, Дж. Северини, в России — "супрематист" К. С. Малевич, "лучисты" М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, в Нидерландах — "неопластицисты" П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг, Б. ван дер Лек. Работавшие в Париже украинец А. П. Архипенко, румын К. Брынкуши и др. обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры. После 1-й мировой войны А. и. питалось порожденными войной нигилистическими настроениями буржуазной интеллигенции (дадаизм — испанец Х. Миро, француз Ж. Арп); одновременно определилось стремление найти неизобразительным формам применение в архитектуре и декоративном искусстве (эксперименты группы Cтuль — в Нидерландах, Баухауз — в Германии), строить их по математическим и инженерным принципам (конструкции В. Е. Татлина, покинувших Россию братьев А. Певзнера и Н. Габо, позже — мобили американца А. Колдера). Большая группа советских художников 1920-х гг., видя несоответствие программ А. и. целям советской культуры, перешла к практической работе в прикладном искусстве и художественном конструировании (Татлин, Л. С. Попова). В годы 2-й мировой войны в США возникла школа "абстрактного экспрессионизма" (живописцы Дж. Поллок, М. Тоби), распространившегося после войны во многих странах (под названием "ташизма", или "бесформенного искусства") и провозгласившего своим методом бессознательность и автоматизм творчества, непредвиденность эффектов. В живописи и графике стала культивироваться изощрённость неожиданных цветовых и фактурных сочетаний (А. Манесье, Ж. Дюбюффе, П. Сулаж во Франции, К. Аппел в Нидерландах, Афро Базальделла в Италии), в скульптуре — парадоксальная причудливость композиции и обработки материалов (С. Липтон в США, Э. Чильида в Испании). В середине 20 в. А. и. стало в буржуазных странах привилегированным и воинствующим направлением, стремящимся к абсолютному господству; оно повлияло и на искусство некоторых социалистических стран (Польша, Югославия, Чехословакия). В 1960-е гг. А. и. эволюционирует в сторону орнаментально-геометрических композиций ("оп-арт"), как течение А. и. теряет свои позиции и вытесняется различными по характеру и целям течениями, обращающимися к предмету и изображению.

    Лит.: Стойков А., Критика абстрактного искусства и его теории, М., 1964; Лебедев А. К., К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве, М., [1967]; Лифшиц М., Рейнгардт Л., Кризис безобразия..., М., 1967; Brion M., Art abstrait, P., 1963.

    А. М. Комаров.

     

    "Искусство для искусства"

    "Искусство для искусства", "чистое искусство", название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных…

    Кубизм

    Кубизм (франц. cubisme, от cube - куб), модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) 1-й четверти 20 в., которое выдвинуло на первый план формальную задачу…

    Экспрессионизм

    Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920-е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й…

    Футуризм

    Футуризм (от латинского futurum - будущее), авангардистские художественные движения 10-х - начала 20-х гг. 20 в. в Италии и России. Будучи разной, подчас противоположной идейной ориентации, они…

    Дадаизм

    Дадаизм (франц. dadaisme, от dada - "конёк", деревянная лошадка; в переносном смысле - бессвязный детский лепет), модернистское литературно-художественное течение, существовавшее между 1916 и 1922…

    "Стиль"

    "Стиль", "Де Стейл" (голл. De Stiji - стиль), авангардистское объединение голландских архитекторов и художников. Оформилось в 1917 в Лейдене на основе одноименного журнала (1917-28); распалось в 1931…

    "Баухауз"

    "Баухауз" (Bauhaus), Высшая школа строительства и художеств, конструирования (Hochschule fur Bau und Gestaltung), учебное заведение и архитектурно-художественное объединение в Германии. Основана в…

    Мобиль

    Мобиль (франц. mobile, от лат. mobilis - подвижной), произведение искусства - подвижное сооружение, обычно из лёгкого металла и пластиков, меняющее свою форму при движении воздуха или с помощью…

    "Оп-арт"

    "Оп-арт" (англ. ор art, сокращение от optical art - оптическое искусство), неоавангардистское течение в изобразительном искусстве, одна из поздних модификаций абстрактного искусства.Ведёт истоки из т…