• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Еврейская автономная область

    Еврейская автономная область, в составе Хабаровского края РСФСР. Образована 7 мая 1934. На Ю. граничит с Китаем. Площадь 36 тыс. км2. Население 176 тыс. чел. (на 1 января 1971). Делится на 5 районов…



    Еврейская литература

    Еврейская литература, литература на древнееврейском языке (иврит)и на языке идиш. Е. л. на иврите создавалась в разных странах. Современная Е. л. на идише существует в СССР, Румынии, США, Израиле…



    Еврейский камень

    Еврейский камень, гранит письменный, разновидность гранита, в котором полевой шпат и кварц, прорастая друг в друга, образуют структуру, напоминающую древнееврейское письмо. Встречается в жилах или…



    Еврейский язык

    Еврейский язык, 1) иврит - языкевреев. Возник в конце 2-го тыс. до н. э. в Древней Палестине. С 1948 - государственный язык государства Израиль. 2) Идиш - язык евреев, переселившихся в Европу. Возник…



    Еврейское письмо

    Еврейское письмо, письмо древних и современных евреев, говорящих на языках иврит, идиш, ладино (еврейско-испанском) и др. Данные Ветхого завета свидетельствуют о существовании Е. и. уже в 11 в. до н…



    Еврипид

    Еврипид, Эврипид (Euripídes) (около 480 до н. э., Афины, — 406 до н. э., Македония), древнегреческий драматург. Из его произведений до нас дошло 17 трагедий (из 92) и одна драма сатиров ("Киклоп"). Деятельность Е. протекала в годы кризиса афинского полиса и упадка традиционных этических норм. Если в "Гераклидах" прославляются Афины, покровительствующие потомкам Геракла, и героиня трагедии "Ифигения в Авлиде" идёт на смерть ради победы греков, то в "Троянках" Е. протестует против афинской завоевательной политики, в "Просительницах" обеспокоен социальным расслоением демократических Афин, в "Оресте" — активностью демагогов. Распад полисных связей обусловил интерес Е. к внутреннему миру человека, при этом он изображал людей "такими, каковы они есть" (слова Софокла), а не нормативными, возвышенными. Переживания Медеи определяются борьбой между ненавистью к покинувшему её Ясону и чувствами матери ("Медея"). В образе Федры впервые в греч. трагедии разработана психология женской любви ("Ипполит"). Мастерство Е. в передаче страданий ещё в древние времена дало основание охарактеризовать его как "трагичнейшего из поэтов". У Е. возникают и религиозные сомнения, свидетельством чего являются критические высказывания о богах действующих лиц "Электры", "Иона" и др. трагедий, иногда звучат мысли о несправедливости рабства и стеснённого положения женщины в семье. В драматургию Е. вторгаются бытовые элементы — их носители не только слуги, кормилицы, дядьки-воспитатели, но и центральные мифологические герои. Роль хора в произведениях Е. сокращается, хоровые партии нередко отрываются от содержания драмы. В своих последних произведениях Е. охотно пользуется приёмом деус экс махина.

    Соч.: Texte établi et trad. par L. Méridier, L. Parmentier et Н. Grégoire, v. 1—6, P., 1942—59; в рус. пер. — Трагедии, т. 1—2, М., 1969.

    Лит.: Беляев Д. Ф., К вопросу о мировоззрении Еврипида, Казань, 1878; История греческой литературы, т. 1, М.—Л., 1946, гл. 24; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957, гл. 2, §5; Murray G., Euripides and his age, 2 ed., L. — [a. o.], 1947; Euripides. A collection of critical essays, Englewood Cliffs (N. Y.), [1968] (библ. с. 175—77).

    В. Н. Ярхо.

     

    Деус экс махина

    Деус экс махина (лат. deus ex machina, буквально - бог из машины), драматургический и постановочный приём в древнегреческом театре: внезапное появление на сцене божества, приводящее действие к…