• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Дальжа

    Дальжа, Дальдзи, пресное озеро в Хабаровском крае РСФСР. Площадь 60,9 км2. Имеет удлинённую форму, вытянуто с С.-В. на Ю.-З. Протокой через озеро Далган соединяется с низовьем р. Амгунь. В Д. впадают…



    Далькроза система

    Далькроза система, система тренировочных упражнений, построенных на связи музыки с движениями (т. н. ритмическая гимнастика). Предложена в начале 20 в. швейцарским педагогом и композитором Э…



    Дальмамедли

    Дальмамедли, посёлок городского типа в Касум-Исмаиловском районе Азербаджанской ССР. Ж.-д. станция на линии Тбилиси - Баку. Хлопкоочистительный завод…



    Дальман Фридрих Кристоф

    Дальман (Dahimann) Фридрих Кристоф (13.5.1785, Висмар, -5.12.1860, Бонн), немецкий историк и политический деятель буржуазно-либерального направления. В 1812-29 профессор Кильского, в 1829-37 -…



    Даль Монте Тоти

    Даль Монте (Dal Monte) Тоти [настоящее имя и фамилия - Антониетта Менегелли (Meneghelli)] (р. 27.6.1899, Мольяно, Венеция), итальянская певица (колоратурное сопрано). Ученица Б. Маркизио и А…



    Дальневосточная железная дорога

    Дальневосточная железная дорога, организована в 1959 на базе Амурской и Дальневосточной железной дороги. Управление — в г. Хабаровске. Д. ж. д. пролегает в основном по территории Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской обл., Еврейской АО и незначительно по территории Амурской обл. Дорога граничит с Забайкальской железной дорогой (станция Архара), а также с железными дорогами КНР и КНДР. Эксплуатационная длина её в современных границах (1970) 4300 км или 3,2% от протяжённости всей сети страны.

    Основное направление дороги: Архара — Хабаровск, Барановский — Владивосток, построено в 1893—97. За годы Советской власти в районах Дальнего Востока построены линии: Манзовка — Турий Рог (1933), Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре, Манзовка — Варфоломеевка (1940), Барановский — Краскино, Надеждинская — Сучан — Сергеевка, Биробиджан — Ленинск и некоторые другие линии (1941), Комсомольск-на-Амуре (Пивань) — Советская Гавань (1947), Известковая — Ургал (1951) и её продолжение до Чегдомына (в 1958), что позволило освоить ряд угольных месторождений (Сучан, Ургал и др.), создать выходы к морским портам, начать освоение лесных богатств, месторождений железных и полиметаллических руд, способствовать развитию рыбной промышленности и т. д. Между станциями ж. д. Комсомольск-на-Амуре и Пивань поддерживается связь паромом, а зимой — по ледовой ж. д.

    В состав Д. ж. д. в 1963 вошла бывшая Южно-Сахалинская ж. д., обслуживающая Сахалинскую обл. От остальной сети она изолирована, имеет узкую колею (1067 мм), проходит по восточному побережью от Корсакова до Тымовского и по западному от Шахты до Ильинска и по соединительной линии Южно-Сахалинск — Холмск (Полякове). В пунктах Владивосток, Находка, Посьет, Ванино, Корсаков, Невельск, Холмск, Поронайск дорога взаимодействует с морским транспортом, а в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске — с речным транспортом. Грузооборот Д. ж. д. в 1970 составил 2,1% от всей ж.-д. сети. Более 95% грузооборота осуществляется электро- и тепловозной тягой. В общем объёме грузооборота ввоз составляет 40% , вывоз 12% и местное сообщение 45%. Ввозит дорога металлы, уголь, некоторые строительные материалы, отдельные виды нефтепродуктов, продукцию машиностроения, лёгкой и пищевой промышленности и частично хлебные грузы, вывозит в основном лесоматериалы, продукцию лесной промышленности, рыбу, консервы.

    Общий пассажирооборот в 1970 составил 1,4% всей ж.-д. сети страны.

    Г. С. Райхер.