• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Давид Якоб Юлиус

    Давид (David) Якоб Юлиус (6.2.1859, Вейскирхен, -20. 11. 1906, Вена), австрийский писатель. Учился в Венском университете. В романах "Господское право" (1890), "Кровь" (1891), "Умирающие на дороге" (…



    Давила Александреску

    Давила (Davila) Александреску (12.2. 1862, Бухарест, - 19.10.1929, там же), румынский драматург, режиссёр и театральный деятель. Образование получил в Париже. искусство Д. формировалось под влиянием…



    Давиташвили Георгий Михайлович

    Давиташвили Георгий Михайлович [15(27).2.1893, Баку, - 4.7.1966, Тбилиси], грузинский советский актёр, народный артист Грузинской ССР (1934). В 1913-15 учился в школе сценического искусства под…



    Давиташвили Иосиф Симонович

    Давиташвили Иосиф Симонович [1(13).7.1850, с. Руиси, ныне Карельского района Грузинской ССР, - 13(25). 3.1887, Телави], грузинский поэт. Сын крепостного крестьянина. Был резчиком по дереву. Выступил в…



    Давитая Феофан Фарнеевич

    Давитая Феофан Фарнеевич (р. 15.9.1911, с. Эки, ныне Цхакаевского района Грузинской ССР), советский агрометеоролог и климатолог, доктор с.-х. наук (1951), академик АН Грузинской ССР (1960)…



    Давичо Оскар

    Давичо Оскар (р. 18.1.1909, Шабац), сербский писатель. Окончил философский факультет в Белграде (1930). Работал преподавателем средних школ. Был членом т. н. белградской группы сюрреалистов, но вскоре примкнул к интеллигенции, связанной с компартией Югославии. За пропагандистскую деятельность в 1932 осужден на каторгу. Во время фашистской оккупации Югославии был заключён в итальянский концлагерь. После капитуляции Италии (1943) перешёл на партизанскую территорию, принял участие в народно-освободительной борьбе. Творческий путь и идейно-эстетические позиции Д. противоречивы. В начале 30-х гг. Д. пишет в рамках поэтики сюрреализма (сборник "Анатомия", 1930). С конца 30-х гг. до начала 50-х гг. в его творчестве преобладают элементы реализма (сборник "Стихи", 1938, поэма "Зренянин", 1947, сборник "Вишня за стеной", 1950). Затем Д. снова связывает своё творчество с модернизмом, выступает одним из главных его теоретиков. Поэзия Д. тех лет становится абстрактной, трудной для восприятия (поэма "Человеков человек", 1953, сборники "Населённые глаза", 1956, "Каирос", 1959). Д. много экспериментирует и в области художественной прозы. Роман "Песня" (1952), в котором изображена борьба белградских комсомольцев-подпольщиков с фашистскими оккупантами, в основном реалистичен (хотя и содержит немало элементов фрейдизма в трактовке характеров). Близки к нему по манере письма романы "Бетон и светляки" (1956), тетралогия "Тюрьма" ("Молчание", 1963, "Голод", 1963, "Тайны", 1964, "Бегство", 1966). В этих произведениях, как и в романах, написанных в сугубо модернистской, преимущественно сюрреалистской, манере ("Рабочее название бесконечность", 1958, "Генералбас", 1962), Д. ставит в полемическом плане проблемы социализма, гуманизма, революционной этики, трактуя их нередко с фрейдистских позиций.

    Лит.: Николин В. М., Рябова Е. И., На ложном пути, в сборнике: Литература славянских народов, в. 6, М.. 1961; Ильина Г. Я., Романы Оскара Давичо, там же, в. 7, М., 1962; Kapidzić- Оsmanagić Н.. Srpski nadrealizam i njegovi odnosi sa francuskim nadrealizmom, Sarajevo, 1966: Библиографjа Оскара Давичо, Београд, 1969.

    М. Богданов.