• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Гетто

    Гетто (итал. ghetto, getto), часть города, выделенная для проживания евреев. Название "Г." появилось в 16 в. (по-видимому, от итал. ghetta - пушечная мастерская, около которой находился учрежденный в…



    Геттон Джеймс

    Геттон, Хаттон (Hutton) Джеймс (3.6.1726, Эдинбург, - 26.3.1797, там же), шотландский натуралист-геолог. Основоположник плутонизма. Доказал интрузивное происхождение гранитов. В труде "Теория Земли" (…



    Гётце Альбрехт

    Гётце (Goetze) Альбрехт (р. 11.1.1897), Лейпциг хеттолог и ассириолог. В 1930-1933 профессор Марбургского университета. Спасаясь от преследований нацистов, переехал в 1933 в Норвегию а затем в США (с…



    Геты

    Геты (Getae), северо-восточные фракийские племена, родственные дакам. К 1 в. до н. э. г. заселяли территории по обе стороны нижнего Дуная, от р. Осым на З. до побережья Черного моря на В. Основным…



    Гефест

    Гефест, в древнегреческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла; сын Зевса и Геры. По преданиям, мастерские Г., где он с помощью циклопов изготовлял драгоценное оружие и утварь для богов…



    Гёффдинг Харальд

    Гёффдинг, Хёфдинг (Höffding), Харальд (11.3.1843, Копенгаген, —2.7.1931, там же), датский философ-идеалист, историк философии. В 1883—1915 профессор Копенгагенского университета. Под влиянием историко-философского метода Гегеля пытался рассматривать философию в её связи с наукой и сопоставить, на уровне теории познания, философов различных эпох (но в рамках Западной Европы), считая их учения этапами развития единой мысли ("История философии нового времени", 1894—95). Рассматривая в духе позитивизма философские проблемы в связи с научно-познавательными, Г. безуспешно пытался соединить принципы эмпиризма и позитивизма с основоположениями критической философии Канта ("Человеческое мышление, его формы и задачи", 1910). В качестве основных философских вопросов Г. утверждает четыре следующие проблемы: природы сознания; правильности познания; природы бытия и, наконец, аксиологии. В психологических исследованиях Г. пытался объединить интроспекционистские (см. Самонаблюдение) представления с идеями и методами дарвинизма в биологии: сознание трактовалось им как высшая форма биологического развития. Хотя Г. выделял в качестве особого фактора культурную историю человечества, центральным для него был принцип психологизма: взгляд на психологию как основу логики, этики и других наук, связанных с изучением человека, игнорирование зависимости процессов сознания от общественно-исторической практики. В исследовании личности Г. большое значение придавал принципу психической активности и в этой связи из 3 типов психических элементов — познания, чувства и воли главным считал волю. Положительную роль в истории психологии сыграла критика Г. взгляда на сознание как на совокупность самостоятельных элементов — ощущений и представлений. Этому он противопоставил "закон отношений": свойства отдельного психического элемента определяются совокупностью связей и отношений, в которые он включен.

    Соч. в рус. пер.: Очерки психологии, основанной на опыте, М. 1896; О принципах этики, Одесса, 1898; Психологические основы логических суждений, М., 1908; Философия религии, 2 изд., СПБ, 1912; Философские проблемы, М., 1905.

    Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12; Hansen V., Harald Høffding som Religionsfilosof, og andre Karakteristiker, Kbh., 1923; Holm S., Filosofien i Norden efter 1900, Kbh., 1967.

    Ц. Г. Азаканьян. М. Г. Ярошевский.

     

    Самонаблюдение

    Самонаблюдение, наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребёнка, проходя при этом путь…