• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Гельвеций Клод Адриан

    Гельвеций (Helvetius) Клод Адриан (31.1.1715, Париж, - 26.12.1771, там же), французский философ-материалист, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. Родился в семье придворного врача…



    Гельвеция

    Гельвеция (Helvetia), латинское название северо-западной части современной Швейцарии (от населявших её в древности гельветов)…



    Гельвин

    Гельвин (от лат. helvus - янтарно-жёлтый), групповое название серии минералов с несовершенным изоморфизмом: гельвина Mn4 [BeSiO4]3S, даналита Fe4[BeSiO4]3S, гентгельвина Zn4[BeSiO4]3S. Г. относятся к…



    Гельголанд

    Гельголанд (Helgoland), остров в Северном море в составе ФРГ (земля Шлезвиг-Гольштейн). Площадь 0, 9 км2. Население 2,9 тыс. чел. (1968). Курорт. Заселённый фризами, Г. с 1402 принадлежал герцогству…



    Гёльдера неравенство

    Гёльдера неравенство для конечных сумм…



    Гёльдерлин

    Гёльдерлин, Хёльдерлин (Нölderlin) Иоганн Кристиан Фридрих (20.3.1770, Лауфен, — 7.6.1843, Тюбинген), немецкий поэт. Изучал богословие в Тюбингене (1788—93) одновременно с Г. Гегелем и Ф. Шеллингом. В 1794—95 жил в Йене, где слушал лекции И. Фихте и познакомился с Ф. Шиллером и И. В. Гёте. Положение полунищего гувернёра и особенно безнадёжная любовь к жене банкира Сюзетте Гонтар (названной им в стихах Диотимой) тяжело отразились на душевном состоянии поэта. Однако Г. продолжал работать над стихами и переводами. В 1806 был помещен в психиатрическую лечебницу.

    В 80-е гг. поздний представитель "Бури и натиска" (стихи "Лавровый венок", "Густав Адольф" и др.), Г. к началу Великой французской революции создаёт поэзию, проникнутую осознанной гражданственностью. В "Гимнах к идеалам человечества" (1790—97) — образцах революционного просветительского классицизма Г. выражает стремление к борьбе ради торжества свободы. Надежда, что Великая французская революция станет источником прогрессивных перемен и в феодально-раздробленной Германии, утрачена поэтом после термидорианских событий. С середины 90-х гг. поэт обращается к руссоистскому пантеистическому культу природы ("К природе"), стремится философски понять противоречия послереволюционной действительности ("Песнь судьбы Гипериона", "Человек", "Ванини", "Глас народа"). Его идеалом становится гуманистическая утопия в духе Эллады ("Диотима", "Плач Менона по Диотиме", "Архипелаг"). На рубеже столетий в поэзии Г. появляются элегические тонкие аллегорические образы Любви и Страдания, мотивы безнадёжного одиночества. Трагична судьба его героев, романтических бунтарей в лирическом романе "Гиперион, или Отшельник в Греции" (1797—99), и в трагедии "Смерть Эмпедокла" (1798—99, рус. пер. 1931). Новатор стиха, Г. оказал влияние на немецкую поэзию 20 в. Элементы мистики, проявившиеся в поздней поэзии Г., были использованы буржуазной критикой для искажения его творческого облика. Советские литературоведы и учёные ГДР освещают творчество Г. как переходное явление от Просвещения к прогрессивному романтизму.

    Соч.: Samtliche Werke, Bd 1—6, Stuttg., 1946—61; в рус. пер. — Сочинения, М., 1969.

    Лит.: Луначарский А. В., Социология и патология в истории литературы, "Литературный критик", 1935, № 12; Берковский Н. Я., Ф. Гельдерлин, "Вопросы. литературы", 1962, № 1; Becher J. R., Über Literatur und Kunst, B., 1962, S. 865—71; Leonhard R., Vorwort, в кн.: Hölderlin J., Ein Lesebuch für unsere Zeit, Weimar, 1956, S. 7—56; Michel W., Das Leben F. Hö1derlins, Fr./M., [1967].

    Г. С. Слободкин.

     

    "Буря и натиск"

    "Буря и натиск" ("Sturm und Drang"), литературное движение в Германии 70-х гг. 18 в., получившее название по одноименной драме Ф. М. Клингера. Творчество писателей "Б. и н." отразило рост…