• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Газлифт

    Газлифт (от газ и англ. lift - поднимать), устройство для подъёма капельной жидкости за счёт энергии, содержащейся в смешиваемом с ней сжатом газе. Г. применяют главным образом для подъёма нефти из…



    Газневиды

    Газневиды, династия тюркского происхождения, правившая в Газневидском государстве (10-12 вв.), основанном в 962 саманидским полководцем Алп-Тегином. Опираясь на верных ему гвардейцев-гулямов, из рядов…



    Газни

    Газни, Газна, город на Ю.-В. Афганистана, в долине р. Газни (бассейн Гильменда), на автодороге Кабул - Кандагар; административный центр провинции Газни. 41 тыс. жителей (1966). Кустарное производство…



    Газоанализаторы

    Газоанализаторы, приборы для определения качественного и количественного состава смесей газов. Различают Г. ручного действия и автоматические. Среди первых наиболее распространены абсорбционные Г., в…



    Газобалластный насос

    Газобалластный насос, механический вакуумный насос со специальной камерой, которая заполняется балластным газом (атмосферным воздухом) для предотвращения конденсации паров в процессе сжатия…



    Газобаллонный автомобиль

    Газобаллонный автомобиль, автомобиль, двигатель которого работает на горючих газах, содержащихся в сжатом или сжиженном состоянии в баллонах, смонтированных на шасси этого автомобиля. В сжатом состоянии содержатся газы природные, добываемые на газовых промыслах и получаемые попутно при добыче и переработке нефти; коксовые, являющиеся побочным продуктом переработки каменных углей. Для обеспечения необходимого запаса хода Г. а. сжатые газы нагнетаются в баллоны до давления 20 Мн/м2 (200 кгс/см2).

    Газы, содержащиеся в сжиженном состоянии, подразделяются на 2 группы: 1) пропано-бутановые и пропилено-бутиленовые, превращающиеся в жидкость при обычных температурах и сравнительно невысоком давлении; они содержатся в стальных баллонах, рассчитанных на давление 1,6 Мн/м2 (16 кгс/см2); 2) метановый газ, превращаемый в жидкость при атмосферном давлении и температуре — 161,3°С; для его хранения и перевозки требуются специальные изотермические баллоны, изготовленные из хладостойкого материала и рассчитанные на давление в 1 Мн/м2 (10 -кгс/см2).

    Основными преимуществами Г. а. перед автомобилями, работающими на жидких топливах, являются: меньший износ деталей двигателя, больший срок службы масла, возможность увеличения мощности двигателя за счёт повышения степени сжатия, более высокая топливная экономичность, меньшая стоимость топлива, малая токсичность отработавших газов. Эксплуатация Г. а. связана с необходимостью создания сети газонаполнительных станций, что задерживает развитие этого вида транспорта.

    В СССР первые конструкции Г. а. были созданы в начале 30-х гг.; промышленный выпуск Г. а., работающих на сжатых газах, был начат в 1939, на сжиженных газах — в 1953. Г. а. подразделяются на универсальные (работающие как на газе, так и на бензине) и специальные, двигатели которых приспособлены для работы только на газе.

    Газобаллонная установка автомобиля, работающего на сжатом газе, включает 5—8 баллонов, располагаемых обычно под полом грузовой платформы. Из баллонов газ проходит через подогреватель, магистральный вентиль и фильтр в двухступенчатый редуктор, где его давление снижается до значения, близкого к атмосферному. На выходе из редуктора установлено дозирующее устройство, обеспечивающее поступление необходимого количества газа к карбюратору-смесителю, в котором газ смешивается с воздухом. Далее газо-воздушная смесь направляется в цилиндры двигателя.

    Газобаллонная установка автомобиля, работающего на сжиженном газе, включает баллон, который заполняется жидкостью на 90% его ёмкости (сверху остаётся паровая подушка, необходимая при тепловом расширении жидкости). При пуске холодного двигателя топливо поступает в газообразном состоянии из верхней части баллона. Прогретый двигатель работает на топливе, поступающем из нижней части баллона через магистральный вентиль в испаритель, где оно (за счёт тепла горячей воды в системе охлаждения двигателя) переходит из жидкого в газообразное состояние. Испарённое топливо проходит войлочный и сетчатый фильтры, двухступенчатый газовый редуктор и поступает в двухкамерный газовый смеситель, в котором смешивается в необходимой пропорции с воздухом. Газо-воздушная смесь засасывается в цилиндры двигателя и сгорает, как и в обычном двигателе.

    Сжиженный метан используется обычно комплексно — в качестве источника холода для поддержания низкой температуры в кузове (при перевозке, например, скоропортящихся пищевых продуктов) и одновременно топлива для двигателя. Из изотермического баллона метан проходит через теплообменные батареи (в которых он испаряется и нагревается за счёт тепла окружающего воздуха) в автоматический переключатель и двухступенчатый редуктор к газовому смесителю, откуда и поступает в цилиндры двигателя.

    Основные технические показатели советских Г. а. приведены в таблице.

    Лит.: Самоль Г. И., Гольдблат И. И., Газобаллонные автомобили, 3 изд., М., 1963.

    И. И. Гольдблат.

    Основные технические показатели советских газобаллонных автомобилей, работающих на сжатых и сжиженных газах

     

     

    Показатели

    На сжатом природном (метановом) газе

    На сжиженом нефтяном (пропано-бутановом) газе

    На сжиженном природном (метановом) газе

     

    ЗИЛ-166

     

    ГАЗ-51В

     

    ЗИЛ-166А

     

    ГАЗ-51Ж

     

    ЗИЛ-138

     

    ГАЗ-53-07

     

    ЗИЛ-164

     

    ГАЗ-51

    ГАЗ-51 реф- риже- ратор

    Полезная грузоподъёмность, кг

    3500

    2000

    4000

    2500

    5000

    4000

    4000

    2500

    2000

    Кол-во газовых баллонов, шт.

    8

    5

    1

    1

    1

    1

    2

    2

    1

    Масса газовых баллонов, кг

    560

    350

    138

    65

    130

    100

    272

    160

    136

    Рабочее давление газобаллонной установки, Мн/м2

    20

    20

    1,6

    1,6

    1,6

    1,6

    1,0

    1,0

    1,0

    Емкость газовых баллонов, л

    400

    250

    250

    115

    250

    183

    200

    120

    100

    Кол-во содержащегося в баллоне газа: м3—для сжатого газа, л – для сжиженного газа

    80

    50

    225

    103

    225

    165

    180

    110

    90

    Расход топлива: л/100 км

    50

    33

    46

    38

    75

    53

    53

    м3/100 км

    38

    26

    кг/100 км

    210

    190

    450

    310

    490

    440

    240

    210

    170

    Запас хода автомобиля, км

    210

    190

    450

    310

    490

    440

    240

    210

    170

    Макс. Мощность двигателя, квт (л. с.)

    63(85)

    41(56)

    66(90)

    46(62)

    111(157)

    88(118)

    63(85)

    41(56)

    41(56)

    Макс. скорость движения автомобиля, км/ч

    74

    70

    78

    80

    103

    100

    74

    75

    72

    Масса газобаллонного оборудования, кг

    650

    400

    275

    145

    270

    220

    300

    200

    300