• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Газенклевер Вильгельм

    Газенклевер, Хазенклевер (Hasenclever) Вильгельм (19.4.1837, Арнсберг, - 3.7.1889, Шёнеберг), немецкий социал-демократ, лассальянец. В молодости был рабочим-кожевником. Получил известность как поэт. В…



    Газенклевер Иоганн Петер

    Газенклевер (Hasenclever) Иоганн Петер (1810-53), немецкий живописец; см. Хазенклевер И. П…



    Газенко Олег Георгиевич

    Газенко Олег Георгиевич (р. 12.12.1918, с. Николаевка Ставропольского края), советский физиолог, член-корреспондент АН СССР (1966). Член КПСС с 1953. Окончил 2-й Московский медицинский институт (1941)…



    Газета

    Газета, печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях; важнейшее оружие политической борьбы, одно из основных средств в системе массовой информации и пропаганды…



    Газетное производство

    Газетное производство, комплекс полиграфических процессов, масштабы и характер которых определяются тиражом, объёмом и периодичностью выпускаемой газеты. Особенностями Г. п., в отличие от других…



    Газетно-журнальные монополии

    Газетно-журнальные монополии, крупные капиталистические предприятия, владеющие большим количеством газет, журналов и других средств массовой информации и пропаганды. В деятельности Г.-ж. м. наглядно проявляется подчинение прессы и других средств массовой пропаганды интересам монополистов, тесно связанных с правящими кругами и проводящих их политику, обнажается зависимость буржуазной журналистики от денежного мешка.

    Появление Г.-ж. м. связано с общим процессом вступления капитализма в стадию империализма, с ростом и развитием монополистического капитала. Первые газетные тресты возникли в США (трест Скриппса, 1878) и в Великобритании (трест Ньюнеса, 1881). Вслед за ними были созданы крупные газетные концерны: в Великобритании — братьев Хармсуортов (получивших впоследствии титулы лордов Нортклиффа и Ротермира) и Бивербрука; в США — Хэрста, Мак-Кормика — Паттерсона; в Германии — Гугенберга, Ульштейна и др.

    Крупные Г.-ж. м. поглощают газеты более слабых фирм путём скупки газет и всякого рода "слияния". Сокращение числа газет сопровождается увеличением тиража крупных монополизированных газет. Так, в 1952 в США выходило 1865 ежедневных газет (разовый тираж 55 370 тыс. экз.), в Великобритании — 122 (31 млн. экз.), во Франции — 151 (10 193 тыс. экз.), а в 1966 соответственно в США — 1754 (61 397 тыс. экз.), в Великобритании — 106 (26 700 тыс. экз.), во Франции — 117(11 872 тыс. экз.).

    Расширяя сферу влияния, Г.-ж. м. своими капиталовложениями подчинили себе многие информационные агентства, предприятия бумажной и полиграфической промышленности, заводы по изготовлению типографской краски и т.д. В последние десятилетия с развитием радиовещания и телевидения они прибрали к своим рукам многие радио- и телевизионные станции. Кроме того, применяя разнообразные способы давления, "короли" буржуазной прессы контролируют значительную часть не принадлежащих им средств массовой информации и пропаганды в своих странах. Являясь проводниками идеологической экспансии империализма и неоколониализма, Г.-ж. м. стремятся захватить печать, радио и телевидение развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки.

    К современным крупнейшим Г.-ж. м. относятся: в Великобритании — "Ассошиэйтед ньюспейперс" (владеет 3 лондонскими ежедневными газетами, контролирует 13 ежедневных, 21 еженедельное издание, телевизионную компанию "Саутерн телевижн", является совладельцем телевизионных станций Австралии, имеет бумажно-целлюлозные предприятия в Канаде), "Интернэшонал паблишинг корпорейшен", основана С. Кингом (230 газет и журналов в Великобритании, Африке и Латинской Америке, капиталовложения в английском коммерческом телевидении, в бумажной промышленности Канады), концерн Р. Томсона (169 газет, 150 периодических изданий, 30 радио- и телевизионных станций в Великобритании, США, Канаде, Азии, Африке, Латинской Америке); в США — трест Ганнетта (30 газет, местные радио- и телевизионные станции), объединение Скриппс — Говард (18 газет, 75% акций агентства "Юнайтед пресс интернэшонал"), концерн Ньюхауса (22 газеты), монополия Хэрста (15 газет, 11 журналов, пресс-синдикат, клиентами которого являются около 2700 газет), "Тайм — Лайф инкорпорейтед" (журналы "Тайм", "Лайф" в США, а также их специальные издания для Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, журнал "Форчун", монополии принадлежат радиостанция, предприятия лесной и бумажной промышленности); в ФРГ — монополия Шпрингера (5 ежедневных и 2 воскресные газеты, несколько иллюстрированных журналов, контролирует 80% прессы ФРГ); во Франции — монополия по распространению печати Ашетт (имеет около 50% капиталовложений в общенациональную распространительскую организацию, контролирует издание крупнейшей вечерней газеты "Франс суар", 11 еженедельников и др.); в Японии — "Иомиури симбунся" (токийская ежедневная газета "Иомиури", несколько провинциальных газет, 2 телецентра), "Асахи симбунся" (крупнейшая ежедневная газета "Асахи", ряд вечерних газет и еженедельников), "Майнити симбунся" (вторая крупнейшая ежедневная газета "Майнити", несколько еженедельников и журналов, газета на англ. яз.).

    Господство Г.-ж. м. вызывает протест демократической общественности. Так, в 1968 в ФРГ прошли мощные демонстрации, направленные против деятельности концерна Шпрингера.

    Лит.: Беглов С., Монополии слова, М., 1969; Матвеев В. А., Империя Флит-Стрит, М., 1961; Иностранная печать. Краткий справочник, М., 1964.

    Я. Н. Засурский.