• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Гаек из Либочан

    Гаек из Либочан (Hajek z Libocan) Вацлав (г. рождения неизвестен - умер 1553), чешский хронист. Автор "Чешской хроники", излагающей историю Чехии с легендарных времён до начала 16 в. Сочинение Г…



    Гаечный ключ

    Гаечный ключ, ручной инструмент, широко применяемый при слесарно-сборочных работах для завёртывания и отвёртывания болтов, гаек и других винтовых соединений. Г. к. имеет зев или контурные выступы и…



    Газават

    Газават (араб.), одно из названий "священной войны" мусульман; см. Джихад…



    Газа (город)

    Газа, город на восточном побережье Средиземного моря. 30,3 тыс. жителей (1958). Основан в глубокой древности. В 7-9 вв. входил в Арабский халифат (сначала Омейядов, затем Аббасидов); в 9-11 вв. - под…



    Газа Иван Иванович

    Газа Иван Иванович [5 (17).1.1894, Петербург, - 5.10.1933, Ленинград], советский партийный и военный деятель. Член Коммунистической партии с 1917. Родился в семье рабочего. С 1909 слесарь Путиловского…



    Газали Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед

    Газали, аль-Газали Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед (1058 или 1059, Хорасан, Иран, — декабрь 1111, там же), мусульманский теолог и философ. Иранец по происхождению; писал преимущественно по-арабски. Получил образование в Нишапуре (Восточный Иран) и Багдаде. Был преподавателем мусульманского права. Занимаясь философией, Г. пришёл к выводу о принципиальной несочетаемости веры как понятия иррационального и философии как продукта рационалистических построений, что вызвало у него глубокий психологический кризис (1095). Отказавшись от поста мудариса (профессора), Г. 11 лет вёл жизнь странствующего дервиша, а затем затворника.

    Основные соч. Г. — огромный компендиум "Возрождение наук о вере" ("Ихйа улум ад-дин", т. 1—4, 1872), где развивается идея невозможности рационального познания бога (поскольку бог есть высшая истина), хотя Г. не отрицает достоверности построенных на рациональных основаниях наук, дающих знание закономерностей окружающего мира. Познание бога, по Г., возможно лишь путём экстатического переживания, выступающего в качестве внутреннего опыта для каждого испытавшего его индивидуума, причём высший опыт — это интуитивное постижение богоподобности человеческой души. Душа, как и бог, согласно Г., внепространственна; мир есть результат свободного божественного волевого акта. Резкой критике подверг Г. известные ему философские системы, особенно восточный аристотелизм (Фараби, Ибн Сина); против мистического теизма Г. выступил арабский мыслитель Ибн Рушд. Система Г. во многом явилась философско-теологическим формулированием монотеистического суфизма. Объединив его с умеренным ортодоксальным исламом, Г. выступил фактическим его реформатором.

    Идеи Г. оказали воздействие на развитие мусульманской философии, средневековой еврейской философии (Маймонид, Бахил ибн Пакуда и др.) и европейских мистических учений (Раймунд Луллий, И. Экхарт и др.).

    Соч.: Тахафут аль-фаласифа, Бейрут, 1927; в рус. пер. — Ответы на вопросы, предложенные ему, в кн.: Григорьян С. Н., Из истории философии Средней Азии и Ирана 7—12 вв., М., 1960; Избавляющий от заблуждения, там же.

    Лит.: Петрушевский И. П., Ислам в Иране в 7—15 вв., Л., 1966; Wensinck A. J., La pensée de Ghazãli, P., 1940; Smith М. М., Al-Ghazālī, the Mystic..., L., 1945; Абу Бекр Абд-ар-Раззак, Маа муаллифат аль-Газали, т. 1—3, Каир, 1966.

     

    Суфизм

    Суфизм [от араб. суфи, буквально - носящий шерстяные одежды (суф - шерсть, грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут аскета); по мнению Бируни, от греч. sophos - мудрец (вероятно…