• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Витория (город в Бразилии)

    Витория (Vitoria), город на Ю.-В. Бразилии, административный центр штата Эспириту-Санту. Расположен на материке и двух островах у входа в залив Эспириту-Санту. 121,8 тыс. жителей (1968). Важный порт…



    Витория (город в Испании)

    Витория (Vitoria), город на С. Испании, на р. Садарра (бассейн Эбро), в Стране Басков. Административный центр провинции Алава. 117,5 тыс. жителей (1968). Чёрная металлургия, с.-х. машиностроение…



    Витория Франсиско де

    Витория (Vitoria) Франсиско де (1483-1546), испанский богослов и юрист, профессор теологии Саламанкского университета. Основатель так называемой испанской школы в науке международного права…



    Витос Винценты

    Витос (Witos) Винценты (22.1.1874, Вежхославицы, Краковское воеводство, - 31.10.1945, Краков), польский политический деятель. Один из основателей и руководителей крестьянской партии "Пяст" (1913-1931)…



    Витоша

    Витоша, куполообразный горный массив в Болгарии, к которому подходят южные пригороды г. София. Высота 2290 м (г. Черни-Врых). На В. берёт начало р. Струма. Склоны преимущественно крутые. Сложен…



    Витраж

    Витраж (франц. vitrage, от лат. vitrum — стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике В. также называется сплошное остекление фасада или его значительной части. Цветные В., заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Судя по фрагментам плоского цветного стекла, найденным в Бени-Хасане (ОАР) и Риме, простейшие В. существовали в Древнем Египте со 2-го тыс. до н. э., а в Древнем Риме — с 1 в. н. э. В раннехристианских базиликах Рима (Санта-Сабина, около 430) и Равенны (Сант-Аполлинаре ин Классе, 549) заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок. В 10—12 вв. в романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре до перестройки в 1260; базилика аббатства Клюни, 11 в., не сохранилась) и Германии (собор в Аугсбурге, В. начала 12 в.) появились сюжетные В. из кусков цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми полосками. Каждая из торжественно застылых фигур святых ("Пророки" собора в Аугсбурге) заполняла оконный проём. Проникавший сквозь В. окрашенный свет наполнял интерьер атмосферой таинственности. Это впечатление стало особенно ощутимым в готических храмах с их огромной высотой, простором, колоссальными окнами. В эпоху готики техника В. остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол, усложняются сюжеты, наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор в Шартре, после 1260). Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки которого создают эффект иррационального пространственного фона (Собор Парижской богоматери, В. 13—14 вв., реставрированы в 19 в.), детали порой выполняются росписью. В 14—15 вв. искусство В. получает развитие в Англии (В. Вестминстерского аббатства в Лондоне, собора в Уэлсе и др.), где готические традиции удерживались вплоть до 18 в., а также в ряде других стран (Швейцарии, Италии, Польше). Но постепенно в В. всё большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфическую для средневековья В. плоскостность, формы дробятся, мельчают. В эпоху Возрождения эскизы и картоны для В. выполняют такие выдающиеся художники, как Л. Гиберти, Уччелло, Донателло в Италии, А. Дюрер в Германии, но они мыслят В. чаще всего как живопись на стекле. В 16 в. для украшения жилища применяют "кабинетные" В. — однотонные со светскими сюжетами. В эпохи барокко и классицизма В. почти совсем исчезает из интерьера, вырождаясь в настенные картинки на стекле. Пробудившийся во 2-й половине 19 в. интерес к готике вызвал попытки возродить искусство В., но всё свелось к стилизациям, не имевшим большого художественного значения. Стремление к подчёркнутой эмоциональной выразительности интерьера порождает В. эпохи "модерна" ("Рыцарь" М. А. Врубеля, Третьяковская галерея). По-новому подошли к В. художники 20 в. (Ф. Леже, А. Матисс), которые включали свои композиции в единую систему декорировки интерьера, отводя им роль острых по ритму и насыщенных по цвету основных акцентов. С середины 1950-х гг. получили развитие В.-перегородки, используемые как защита от ветра перед входом в здание, и В.-панно с подсветом. Современные В. составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Всё чаще создают В. из монолитных стекол с росписью спекающимися красками, трёхслойные из органического стекла, В. из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе или железобетоне. Декоративную обработку стекла для В. ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием. Это позволяет выявлять богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым, искрящимся. В. приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции. Советские художники А. В. Стошкус ("Земля-мать", 1960—61, Галерея витража и скульптуры, Каунас), К. И. Моркунас, Л. Г. Полищук и другие создают В., посвящённые большим и волнующим явлениям жизни.

    Лит.: Минухин Е., Витражи, Рига, 1959; Aubert М., Le vitrail en France, P., 1947; Wentzel Н., Meisterwerke der Glasmalerei, B., 1951; Drake W. J., A dictionary of glasspainters and "glaysers" of the tenth to the eighteenth centuries, N. Y., 1955; Knapp O., Architektur- und Bauglas in Vergangenheit und Gegenwart, Halle (Saale), 1958, 2. Ausg., В., 1962.

    И. М. Глозман.

     

    "Модерн"

    "Модерн", стиль "модерн" (франц. moderne - новейший, современный), одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве конца 19 - начала 20 вв. В Бельгии, Великобритании и…

    Органическое стекло

    Органическое стекло, техническое название оптически прозрачных твёрдых материалов на основе органических полимеров. См. Стекло органическое…