• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Вайс Петер

    Вайс (Weiss) Петер (р. 18.2.1916, Новавес, близ Берлина), немецкий писатель. В 1934 его семья эмигрировала из Германии; с 1939 живёт в Швеции. Был художником и кинорежиссёром. Литературную…



    Вайсфельд Илья Вениаминович

    Вайсфельд Илья Вениаминович [р. 2(15).8.1909, Оренбург], советский критик и теоретик кино, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), доктор искусствоведения (1966). Член КПСС с 1957. В 1930 окончил…



    Вайц Георг

    Вайц (Waitz) Георг (9.10.1813, Фленсбург, - 24.5.1886, Берлин), немецкий историк. Ученик Л. Ранке. Профессор в Киле (с 1842), Гёттингене (с 1849), Берлине (с 1875). Основной труд В. - "История…



    Вайчайтис Пранас

    Вайчайтис Пранас (10.2.1876, Сантакай, ныне Шакяйского района Литовской ССР, - 21.9.1901, там же), литовский поэт. Родился в крестьянской семье. Окончил юридический факультет Петербургского…



    Вайчюнас Пятрас Винцович

    Вайчюнас Пятрас Винцович [30.6(12.7).1890, Пилякальняй, ныне Ионавского района Литовской ССР, - 7.6.1959, Вильнюс], литовский советский драматург и поэт. Родился в крестьянской семье. Учился в…



    Вайшешика

    Вайшешика (от санскр. вишеша — особенный, отличный), одна из шести ортодоксальных индуистских систем древнеиндийской философии. По традиции, основоположником В. считается Канада, которому приписывается создание основного произведения этой системы "Вайшешики-сутры" (окончательная редакция его относится к 1-й половине 1-го тыс.). Важным источником В. является также "Падартха-дхаома-санграха" — комментарий к "Вайшешика-сутре". Наибольшее развитие В. получила в 9—14 вв. в Южной Индии.

    По учению В., всё существующее включается в 6 категорий — субстанцию, качество, действие, общее, особенное и присущее, из которых главной является субстанция, выражающая сущность вещи. 9 субстанций (земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделённые качествами (постоянными свойствами) и "действиями" (преходящими свойствами), составляют весь существующий мир. В. придерживается атомистической точки зрения, согласно которой первые 4 субстанции представляют собой соединения атомов (ану) — неизменных протяжённых материальных частиц сферической формы. Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны: первое движение они получают от невидимой силы — адришты и потом вступают в соединения под управлением мировой души Брахмы, подвергающей материальный мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения. Чувственно воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и управляется особым всеобщим моральным законом (дхарма).

    Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1—2, М., 1956—57; Keith A. B., Indian logic and atomism: an exposition of the Nyäya and Vaiika systems, Oxf., 1921: Mishra U., Conception of matter according to Nyaya-Vaiçeşika. Allahabad, 1936.

    Е. И. Гостеева.

     

    Субстанция

    Субстанция (лат. substantia - сущность, нечто лежащее в основе), объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства; материя в аспекте единства всех форм её движения;…